Главная Add to favorites Mail

Для девочек – свои особенные книги?

899943_girls_read_book.jpg Модель 2016 года! Велосипед Lexus TrikeМодель 2016 года! Велосипед Lexus TrikeСмотреть предложение

Важность книг в жизни человека переоценить сложно. Мы встречаемся с книгой, еще не научившись ходить, и вместе идем по жизни, пока смерть не разлучит нас. Книга – добрый друг и советчик, учитель и гид, психолог и доктор. Но, чтобы это было действительно так, с книгой надо подружиться, научиться ее понимать, слышать, чувствовать. Что для этого нужно? Немного.

Во-первых, знакомство с книгой лучше начать пораньше, когда малышка не умеет еще читать сама. Чтение сказок или стихов вслух мамой или бабушкой, старшей сестрой или братом не только помогут развитию, но и приучат любить и ценить книги.

Во-вторых, и при чтении вслух, и при самостоятельном чтении важно подбирать книги по возрасту, чтобы язык их был доступен, а описанные ситуации – понятны. Это естественно – пятилетней малышке не будет интересен даже самый лучший любовный роман, а четырнадцатилетняя барышня вряд ли оценит сказку о спящей царевне.

А еще очень важно подобрать книги, которые будут интересны именно девочке. И если возрастные рекомендации часто указаны на самой книге, то разделение на книги для девочек, и для мальчиков довольно условно. Сейчас в некоторых издательствах стали выходить отдельные буквари для мальчиков и девочек, и это прекрасно, но это не все. Ведь простые книги – рассказы, сказки, повести, романы, тоже часто больше подходят именно мальчикам, или именно девочкам.

Чем отличаются книги для девочек?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, а чем же вообще отличаются девочки от мальчиков? Чем отличается их роль в обществе, психология и восприятие.

Издревле роль женщины – в продолжении и сохранении рода, сохранении знаний и умений, заботе об уюте, здоровье, благополучии семьи. Мужчины же – добытчики, завоеватели, первооткрыватели. Мужчина, мальчик – это человек действия. Женщина – человек чувства. Если подходить с филологической точки зрения, то мальчик – это глагол. Сделать, найти, победить, пройти, открыть. Поэтому их привлекает то, что называют модным ныне словом «экшен» - действие.

Девочки – другие. Девочка – это скорее прилагательное. Любящая, добрая, нежная, прекрасная. И книги для девочек важны не столько действием, сколько чувством, ощущением, описанием. Если цветочек – то аленький, принц – прекрасный, конь – златогривый, а паруса – алые. Именно для девочек колдунья или мачеха не может быть прекрасна. Добро – прекрасно, зло – уродливо. Поэтому девочки часто с недоверием смотрят на завоевавших сердца многих мальчишек человека-паука или черепашек-ниндзя. Может, они и хорошие, но они же такие противные! Для восприятия на «прилагательном» уровне, характерном для девочек, паук – это что-то мохнатое, темное, а может, и кусачее. И даже, если он кого-то спасает, все равно что-то тут не так.

Как подобрать книги для девочек?

Задача, в принципе, не слишком сложная. Просто нужно учесть, что в книге для девочки должно присутствовать не только действие. «Пришел, увидел, победил» - оставим для мальчишек. Девочке это скучно. В книге обязательно нужны эмоции, описания, портреты – ну, хотя бы штрихами.

Прекрасно подойдут народные сказки, впрочем, практически все сказки универсальны, они вполне устраивают и мальчишек, и девчонок. Книгами для девочек можно назвать рассказы о животных Джеральда Даррелла и Джеймса Хэрриота, мудрые и добрые сказки про Мумми-тролля от Туве Янссон и "Маруся ещё вернется" Ирины Токмаковой, озорные сказки

Астрид Линдгрен и романтичные фантазии Александра Грина.
Конечно, вряд ли можно говорить, что вот это - книги для девочек, и только для них, а вот те – исключительно для мальчишек. Нет, большинство книг с интересом читают и любят и мальчишки, и девчонки. Это и великолепные произведения Владислава Крапивина, и Каверинские «Два капитана», и Бажов, с его замечательными Уральскими сказами. Вот только, прочитав одну и ту же книжку, увидят они там они там совсем не одно и то же.

Если попросить мальчика и девочку пересказать одно и то же произведения, то первый уделит больше внимания описанному действию, вторая же обратит внимание на чувства, ощущения, характеры героев и их описание.

Не все книги одинаково полезны.

Советский Союз с его строгой цензурой остался в истории. И в данном случае можно сказать «увы». Так как, то, что без какого-либо контроля попадает на прилавки наших книжных магазинов, читать, в ряде случаев, следует с большой осторожностью, а что-то лучше не читать совсем. Особенно детям, и, тем более, девочкам.

Подход к выбору книг для девочек должен быть значительно более жестким, чем для мальчиков. Причиной этому, опять же, особенности восприятия. Мальчику неважно, каким изображен герой. Он борется со злом (открывает новые земли, планеты, укрощает стихию…), значит он – хороший.

Девочке очень важно, как герой или героиня при этом выглядит. Она как бы «примеривает» роли героев на себя, часто неосознанно, но герои эти сильно влияют на ее дальнейшую жизнь.

Приведу пример – нашумевшая книга о Гарри Поттере. Герои, борьба со злом, дружба, любовь, все вроде бы правильно и хорошо. Но Вы заметили, как изображено единственное в книге большое семейство и его мать? Семья Уизли, едва сводящая концы с концами, и ее хранительница – Молли, гиперзаботливая и всех опекающая, ее никто не принимает всерьез а она вяжет всем и вся безразмерные, уродливые свитеры. А теперь подумайте, захочет девочка быть похожей на нее, когда вырастет? Завести семью, много детей, научиться делать что-то своими руками, вязать к примеру? Я в этом сомневаюсь. А вот желающих быть похожими на ту же Нарциссу Малфой, за которую все делают эльфы, а она, гордая и прекрасная, дает балы и светские вечеринки – уже полный Интернет. Заманчиво – взмахнул палочкой, и все само сделалось, вот только в жизни так не бывает. И, увы, таких книг не одна и не две. Так что, при выборе книг для девочек, стоит внимательно просмотреть – а что там, в этой книге. И если положительные, казалось бы, герои изображены гротескными, или просто уродливыми, от этой книги лучше отказаться. Не стоит покупать для девочки книгу, язык которой повторяет уличный молодежный сленг или язык портовых грузчиков. Это не «реализм и изъяснение понятным современному ребенку языком», как оправдываются горе-писатели и издатели, это преступление против нашего великого языка и негативное воздействие на психику ребенка.

Появление на полках магазинов и библиотек множества романов для девочек тоже вызывает некоторые опасения. Истории любви учениц к учителям, а то и попыток суицида на почве влюбленности – слишком большое испытание для несформировавшейся психики и может спровоцировать нежелательные последствия.

Больше книг – хороших и разных!

Явление на полки наших магазинов и библиотек некачественной литературы отнюдь не значит, что в нашем списке книг для девочки найдется место только классике. Да, романтичный Грин и грустновато-задумчивый Экзюпери – это замечательно. Но много прекрасных сказок, фантастических и романтических повестей и рассказов и у менее известных современных авторов. Например, Ольга Громыко с ее историями о веселой и неунывающей ведьме, или чета Дяченко, у них есть чудесные «Сказки для Стаски» - для самых юных читательниц, и множество произведений для более старшего возраста. Всех не перечислить – ищите, находите, выбирайте! Только возьмите за правило, выбирая книги для девочки, впрочем, как и для мальчика, хотя бы бегло просматривать их. Так Вы сможете защитить ребенка от большей части «некачественной» литературы. И тогда книги станут для девочки настоящими друзьями, принесут радость и, несомненно, огромную пользу.