Главная Add to favorites Mail

Стереотипы — как не проиграть заранее

 с шахматами.jpg

Влияние распространенных стереотипов на успешность исследовали американские ученые Хэнк Ротбергер и Кэти Вульзифер. В основу исследования легло предположение, что стереотипы относительно гендерной предрасположенности к тому или иному виду деятельности могут служить мощным демотивирующим фактором, служить основой комплексов и страхов. Например, если женщинам сказали, что задания на логику лучше удаются противоположному полу, они чаще допускают ошибки в математических задачах.

Для исследования психологи выбрали весьма распространенный стереотип, что выдающимся шахматистом может стать только мужчина — в сотне лучших в этом виде спорта только одна женщина.

Исследование проводилось в форме опроса девочек и анализа статистических данных шахматной федерации Соединенных Штатов. Из 77 опрошенных девочек в возрасте от 6 до 11 лет большинство считало мальчиков лучшими игроками.

Статистические данные показали, что в большинстве партий между девочками и мальчиками побеждали последние, даже если силы оппонентов были равны или соперница занимала более высокую позицию в рейтинге. Если более высокую позицию в рейтинге занимал мальчик, успех чаще всего был на его стороне, а зачастую девочки отказывались от соревнования с более сильным противником.

Шахматные поединки позволяют наглядно убедиться во влиянии стереотипов, так как, по мнению психологов, они проявляются преимущественно в стрессовых ситуациях. А опасность такого влияния заключается в том, что многократное повторение демотивирующего фактора ведет к снижению эффективности и отказу от данного вида деятельности.

Таким образом, чтобы дать ребенку возможность достичь высот в выбранном деле, необходимо с достаточно раннего возраста остерегаться шаблонного мышления и воздействия демотивирующих стереотипов, в особенности со стороны значимых взрослых — родителей, учителей, тренеров.