Главная Add to favorites Mail

Акселерация – эмоции, размышления, факты.

1026175_heartcore__1.jpg

Все чаще в последнее время в транспорте или на улице можно услышать восклицание: «Вот, акселератки вымахали!». Произносится оно обычно людьми старшего возраста по отношению к девочкам-подросткам и несет часто несколько негативный оттенок. В их, говорящих, понимании, акселерация – это короткие юбки, каблуки, косметика, странные стрижки и «вызывающее поведение», провоцирующее высказывания: «А вот мы-то в их возрасте…». Что «в их возрасте» - выливается в пространную лекцию или умалчивается, да это и не важно, главное сводится к тому что были совсем не такими, а тихими, скромными и послушными. Но при чем тут акселерация и столь ли повинна она в поведении, стиле одежды и других вещах, вызывающих столь резкое неприятие старшего поколения?

Исследования и гипотезы.

В последние 150 лет учеными было отмечено, что рост, вес и некоторые другие показатели детей и подростков обоего пола стали выше, чем у их родителей в том же возрасте. Это явление было названо акселерацией (от латинского слова acceleratio — ускорение). Термин предложен немецким врачом Koch в 1935 году. Оно наблюдается во многих странах Европы, в том числе и в России. Такое распространение дало возможность ученым рассматривать явление акселерации, как тенденцию, свойственную развитию современного человека. Во всем мире проблеме акселерации посвящено множество работ, высказываются гипотезы, публикуются разнообразные научные труды. В нашей стране из ученых, уделивших много внимания проблеме акселерации, можно назвать, к примеру, Ю. Е. Вельтищева, Г. С. Грачеву. В числе признаков акселерации называют и большие показатели роста и веса новорожденных, и более раннее прорезывание зубов у детей, и более высокий рост по сравнению с предыдущим поколением. И многие другие факторы, никак не связанные с вызывающим поведением.

В бытовом понимании под акселерацией чаще всего подразумевают более раннее половое созревание и комплекс социальных, психологических, педагогических и иных проблем, с ним связанных.

Действительно, половое созревание девочек наступает сейчас значительно раньше, чем поколение или больше назад, в 10-11 лет, при чем за каждые 10 лет менструации у девочек наступают раньше в среднем на 4-6 месяцев.

И. М. Воронцов и А. В. Мазурин кроме того утверждают, что акселерация сопровождается ростом продолжительности репродуктивного периода и жизни в целом.

Учеными (в частности Ю. П. Лисицыным) было предложено несколько теорий, объясняющих появление акселерации. Среди них: физико-химические (теории солнечной радиации, космической радиации, волновая, магнитного поля, повышения концентрации углекислого газа и другие), и учитывающие факторы и комплексы факторов условий жизни (возрастающие информационные потоки, урбанистическое влияние, социально-биологические факторы), и даже генетические (циклические биологические изменения, смешение популяций). Ни одна из теорий до сих пор не нашла ни полного подтверждения, ни абсолютного опровержения. Вероятно, здесь имеет место сложный комплекс названных, а возможно, еще и других факторов.

При этом доказано, что на время наступления созревания не влияют расовые особенности, климат и географические особенности места проживания, но способны оказать влияние, к примеру, социально-экономические условия в семье или питание. Кроме того, исследователи отмечают, что в городах возраст полового созревания в среднем меньше, чем в сельской местности.

Б.Г. Ананьев указывал, что часто становление психических и физических свойств у детей происходит неравномерно. Это так называемая дисгармоническая акселерация. Для девочек часто характерна дисгармоническая акселерация, когда происходит не снижение возраста созревания, а ускорение его темпов.

Акселерация – проблемы и сложности.

Для науки акселерация – просто еще одна проблема, которую нужно изучить. Но на самом деле ее значение значительно шире, нежели научное. Например, доказательство факта акселерации позволило пересматривать нормы развития детей, которые широко используются нашими врачами-педиатрами при определении норм и отклонений от них в развитии детей, особенно первого года жизни. Некоторые врачи связывают с акселерацией так называемые «боли роста», которые посещают многих детей в период активного роста, особенно в раннем возрасте. Подстерегают девочек опасности и в старшем возрасте – во время «пубертатного скачка роста», которым сопровождается половое созревание, особенно, если он происходит на фоне акселерации, когда темп его ускоряется, отдельные системы и органы могут не успевать за ростом тела и реагировать заболеваниями.

Психологи и педагоги сталкиваются с другим аспектом акселерации – ранним или ускоренным половым созреванием и связанными с ним психологическими проблемами. У девочек нередки случаи недовольства своим телом, ставшим вдруг чужим, неуклюжим, нередко недовольства добавляют прыщи, акне, угри, сопровождающие гормональные изменения организма. При раннем или ускоренном созревании проблема острее еще и тем, что другие девочки-ровесницы часто выглядят еще по-прежнему. На этом фоне у девочек нередки депрессии, подавленные состояния, и, как следствие, снижение интереса к учебному процессу. Если педагоги и родители не в состоянии сами помочь девочке справиться с проблемой, можно прибегнуть к помощи психолога. Но, конечно, особенно необходимы ребенку в период полового созревания участие, внимание, помощь самых близких людей - родителей.

Просыпающуюся сексуальную энергию направляем на творчество, спорт, учебу.

Сейчас можно сколь угодно долго рассуждать о падении нравов, росте количества случаев беременности и абортов среди девочек школьного возраста, и кивать, что в их возрасте о сексе ничего не знали. Не знали, да. Более того, нас в этом возрасте данный вопрос не интересовал. А у этих девочек половое созревание наступило намного раньше, отсюда и интерес, и плачевные последствия. И бессмысленно качание головами и рассуждения о падении нравов – необходима работа, совместная работа родителей, психологов и педагогов. В первую очередь, информационная. Сейчас эта работа часто подменяется доведением до мальчиков и девочек информации о способах контрацепции и заболеваниях, передающихся половым путем, а работа в этом направлении начинается в старших классах, с девочками 15-16 лет, притом, что созревание наступает, как писалось выше, часто уже в 10-11 летнем возрасте.

Часто эта информация дается в форме увлекательных фильмов, где сам факт раннего начала половой жизни воспринимается благосклонно и с юмором, и уж совсем никак сексуальная жизнь не связывается ни с семьей, ни с основной целью соединения мужского и женского начала – рождением ребенка. Вопросу создания семьи, рождения и воспитания ребенка наша школа вообще уделяет прискорбно мало внимания, а точнее – никакого.

А ведь это куда важнее, особенно для девочек, которым раннее начало половой жизни и связанные с ним заболевания или прерывание беременности чреваты бесплодием в будущем. Поэтому пока вопросы секса, именно во взаимосвязи его с созданием семьи, продолжением рода, и воспитанием здоровых детей ложатся на плечи родителей. Они же, по необходимости вместе с психологом, могут помочь ребенку перевести просыпающуюся сексуальную энергию в более безопасную плоскость – направить ее на творчество, спорт, другие увлечения. Именно поэтому им стоит знать об акселерации.

Период повышенной конфликтности.

В период полового созревания, особенно у детей с признаками дисгармонической акселерации, ребенок очень уязвим. Перепады настроения, конфликт со старшим поколением, различные формы протеста, иногда даже суицидальной направленности – все это может быть опасно, и почти всегда неприятно, как родителям, так и самому ребенку. Родителям важно знать об этом периоде, чтобы адекватно реагировать на изменения в поведении ребенка-подростка, постараться сохранить с ним доверительные отношения, несмотря на вызывающее поведение, странный (с точки зрения родителей) внешний вид или круг общения. Обычно все подростковые бунтарские течения, будь то эмо, готы, неформалы или другие, далеко не так страшны, как их описывают в прессе, а увлечение ими проходит вместе с этапом гормональных бурь переходного возраста. У девочек зачастую этот этап взросления проходит более мягко, чем у мальчиков, и до открытых конфликтов доходит не так часто, но внимание и понимание родителей необходимы им ничуть не меньше. Кроме того, доверительные отношения помогут узнать и удержать, если девочка попадет под более серьезное и опасное влияние – секты или наркотиков, и тут вовремя оказанная помощь может быть просто неоценима. Разумеется, все описанное возможно и без акселерации, просто при ускорении проблемы могут проявляться несколько раньше, неожиданнее, острее.

Акселерация – миф?

Впрочем, на проблему раннего полового созревания можно взглянуть и с другой стороны. И за примерами далеко ходить не нужно – их дадут нам на обычном школьном уроке истории. Или, к примеру, литературы. История любви Ромео и Джульетты не одно поколение вспоминает, как классический пример романтической любви, но мало кто вспоминает, что милой Джульетте было далеко до шестнадцати, а отношения ее с возлюбленным были уже отнюдь не платоническими. История, менее романтичная и более привычная к оперированию сухими фактами, подтвердит, что в описываемые времена обычный возраст невест был около 14 лет, а к 18-20, которые считаются нормальным возрастом для замужества в наше время, счастливые современницы Джульетты имели уже двух, трех, а то и больше детишек. В России еще во второй половине 19 века нормальным возрастом для вступления девушки в брак был 13-16 лет. А в Иране семейное законодательство сменилось совсем недавно – в 2002 году. И теперь юные невесты вынуждены ждать тринадцатого дня рождения, тогда как раньше могли выйти замуж в 9 лет. Так может, акселерация, раннее половое созревание – и вовсе миф? Возможно. А может быть, это не столь важно. Главное, чтобы наши девочки, столкнувшись с этой проблемой, а это рано или поздно случается у всех, независимо от акселерации или ее отсутствия, нашли у нас, взрослых, своих родителей и педагогов поддержку, помощь, любовь и понимание.